ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
И.А. Курапова
Irina A. Kurapova THE PROBLEM OF A TEACHER’S RESILIENCE AS A SUBJECT OF HIGHER EDUCATION SYSTEM
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_002
Скачать полный текст статьи (.pdf)
Аннотация. Статья посвящена проблеме жизнеспособности преподавателя вуза как актуальной и недостаточно разработанной, в отличие от жизнеспособности обучающихся. Цель исследования - изучение жизнеспособности преподавателей как субъектов системы высшего образования через параметры профессионального выгорания и субъективного благополучия. В качестве гипотез выступили предположения, что фактором риска жизнеспособности преподавателей вуза выступает профессиональное выгорание, а фактором защиты – субъективное благополучие; предикторами жизнеспособности преподавателей вуза выступают возраст, стаж работы и выгорание. В исследовании приняли участие преподаватели вуза г. Йошкар-Олы в количестве 84 человек, в основном женщины (75%). Средний возраст респондентов 44,1 ± 13,24, стаж работы 21,24 ± 13,23. Для изучения профессионального выгорания как фактора риска жизнеспособности преподавателей вуза использовалась методика «Профессиональное выгорание» Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой. Для изучения субъективного благополучия как фактора защиты использовалась авторская анкета, позволяющая оценить степень субъективного благополучия преподавателей, а также представления о факторах, способствующих/препятствующих жизнеспособности. Получено, что треть респондентов имеет высокий и очень высокий уровень выгорания, среди преподавателей со стажем более 25 лет больше респондентов с низким уровнем выгорания, чем среди начинающих (φ*эмп=1,76, p≤0,05). Почти половина респондентов высоко оценивает свое благополучие (42,9%). Максимально благополучными преподаватели ощущают себя при достижении значимых профессиональных результатов и в совместной деятельности со студентами, а неблагополучными – в процессе взаимодействия с руководством, что и определяется ими как фактор риска жизнеспособности; к факторам защиты относят содержательные характеристики деятельности. Итак, жизнеспособность преподавателей вуза может рассматриваться сквозь призму феноменов профессионального выгорания и субъективного благополучия. Профессиональное выгорание, являясь характерным для педагогической деятельности фактором риска, детерминировано содержательными и организационными характеристиками деятельности.
Kurapova, I.A. (2024). Problema zhiznesposobnosti prepodavatelja kak subjekta sistemy vysshego obrazovanija [The problem of a teacher’s resilience as a subject of higher education system]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(1). 22–48. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_002
Ключевые слова: жизнеспособность, профессиональное выгорание, субъективное благополучие, фактор риска, фактор защиты, преподаватель как субъект, система высшего образования.
Abstract. The article is devoted to the problem of resilience of the university teacher as relevant and insufficiently developed, as opposed to the viability of students. The purpose of the study is to study the resilience of teachers as subjects of higher education through parameters of professional burnout and subjective well-being. The hypothesis is that the risk factor for the resilience of university teachers is professional burnout, and the protection factor is subjective well-being; predictors of the resilience of university teachers are age, work experience and burnout. The study was attended by 84 professors of the Yoshkar-Ola University, mostly women (75%). Average age of respondents 44,1±13,24, work experience 21,24±13,23. To study professional burnout as a risk factor of resilience of teachers of the university the method «Professional burnout» N.E. Vodyanova, E.S. Starchenkova was used. An author’s questionnaire was used to examine subjective well-being as a protection factor to assess the degree of subjective well-being of teachers as well as perceptions of factors contributing to/impeding resilience. It was obtained that a third of respondents have a high and very high burnout level, among teachers with more than 25 years of work experience, more respondents with a low burnout level than among beginners (φ* = 1,76, p≤0,05). Almost half of the respondents rated their well-being (42,9%). Teachers feel most well-off when achieving significant professional results and in joint activities with students, and disadvantaged - in the process of interaction with management, which is defined by them as a risk factor of resilience; protection factors include substantive characteristics of activities. So, the resilience of university teachers can be viewed through the phenomenon of professional burnout and subjective well-being. Professional burnout, being a characteristic risk factor for pedagogical activity, is determined by the content and organizational characteristics of the activity.
Key words: resilience, professional burnout, subjective well-being, risk factor, protection factor, teacher as subject, system of higher education.
Библиографическая ссылка на статью:
Курапова И.А. Проблема жизнеспособности преподавателя как субъекта системы высшего образования // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9. № 1. С. 22–48. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_002
Kurapova, I.A. (2024). Problema zhiznesposobnosti prepodavatelja kak subjekta sistemy vysshego obrazovanija [The problem of a teacher’s resilience as a subject of higher education system]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(1). 22–48. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_30_1_002