ПСИХОТЕХНИКА И ШКОЛА
Г.Ю. Малис
G.Yu. Malis PSYCHOTECHNICS AND SCHOOL
DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_32_3_007
Скачать полный текст статьи (.pdf)
Аннотация. В данной статье автор говорит о создании в Свердловске Бюро профессиональной консультации Наркомата труда при Бирже труда, в открытии которого он, Г.Ю. Малис, принимал непосредственное участие, будучи командированным от Государственного института по изучению мозга в Ленинграде. Предназначение Бюро профконсультации – принимать подростков, направляемых Биржей Труда на работу, в первую очередь, в ФЗУ (впрочем, такая работа проводилась и раньше, но не учитывались индивидуальные склонностей или способности подростка, не всегда был медицинский отбор, все это отрицательно отражалось на производственной успешности подростков). Психотехник в лаборатории изучал способности испытуемого, необходимые для выполнения выбранной работы, а профконсультант подбирал профессию к человеку, учитывая общую профессиональную одаренность личности и профессиональные интересы, таким образом, профессиональная консультация включала в себя профотбор. Профессиональная консультация – сложную система мероприятий, где, кроме психотехнического обследования, есть еще профконсультационная работа; именно здесь Бюро плотно соприкасается со школой. Включение работы школы в научную организацию выбора профессий проходит через: лекции-беседы профконсультационного характера для учащихся выпускных классов (в частности, последнего класса I-й ступени), доклады для учителей в Домах работников просвещения, длительное наблюдение над подростком с дальнейшим составлением педагогической характеристики, коллективный психологический эксперимент, применяемый при ориентировочных психотехнических испытаниях. Что получает школа в результате обследования? – точную психологическую характеристику умственного развития класса и отдельного ученика; устанавливает процент умственно-отсталых учащихся, дополняет результат психотехнических испытаний данными предварительного психологического эксперимента и т.д.
Ключевые слова: История психотехники, Бюро профессиональной консультации, Биржа труда, подросток, школа.
Abstract. In this article the author speaks about the establishment of the Bureau of Professional Counseling of the People’s Commissariat of Labor at the Labor Exchange in Sverdlovsk, in the opening of which G.Yu. Malis was directly involved, being seconded from the State Institute for Brain Research in Leningrad. The purpose of the Bureau of Professional Counseling was to accept adolescents sent by the Labor Exchange to work, first of all, in FZU (however, such work was carried out before, but individual aptitudes or abilities of adolescents were not taken into account, there was not always a medical selection, all this had a negative impact on the industrial success of adolescents). The psychotechnician in the laboratory studied the abilities of the subject necessary for the performance of the chosen work, and the professional counselor matched the profession to the person, taking into account the general professional giftedness of the personality and professional interests, thus, professional counseling included professional selection. Professional counseling is a complex system of activities where, in addition to the psychotechnical examination, there is also professional counseling work; it is here that the Bureau is in close contact with the school. The inclusion of school work in the scientific organization of the choice of professions is carried out through: lectures and talks on a professional counseling topic for students in the final grades (in particular, the last grade of the first stage), reports for teachers in the Houses of Education Workers, long-term observation of the adolescent with further compilation of a pedagogical characteristic, collective psychological experiments used in orientation psychotechnical tests. What does the school get as a result of the examination? – gets accurate psychological report of mental development of the class and an individual pupil; establishes the percentage of mentally retarded pupils, supplements the result of psychotechnical tests with the data of preliminary psychological experiment, etc.
Key words: History of psychotechnics, Bureau of professional counseling, Labor Exchange, adolescent, school.
Библиографическая ссылка на статью:
Малис Г.Ю. Психотехника и школа // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9. № 3. С. 161-167. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_32_3_007
Malis, G.Yu. (2024). Psihotehnika i shkola [Psychotechnics and school]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(3). 161-167. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_32_3_007