СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФРИЛАНСЕРОВ С РАЗНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ НАМЕРЕНИЯМИ

Т.В. Дробышева, В.М. Касьянов

T.V. Drobysheva, V.M. Kasyanov SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF FREELANCERS WITH DIFFERENT ENTREPRENEURIAL INTENTIONS

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_32_3_002

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. Статья посвящена проблеме детерминации предпринимательских намерений фрилансеров. Целью исследования стало выявление различий в социально-психологических характеристиках в трех группах фрилансеров – планирующих в перспективе развивать свой бизнес, планирующих остаться самозанятыми и неопределившихся с планами на будущее.  Теоретическая гипотеза: фрилансеры, которые намереваются расширять свой бизнес, нанимать дополнительно работников, искать новые финансовые и другие ресурсы, т.е. становиться предпринимателями, должны в большей степени соответствовать по своим личностным и другим характеристикам предпринимателям с высоким уровнем активности. Гипотеза эмпирического исследования: существуют различия в социально-психологических характеристиках фрилансеров с разными предпринимательскими намерениями. В исследовании принимали участие 200 фрилансеров в возрасте от 25 до 65 лет, из них 38,5%- мужчины и 61,5% - женщины. Программа исследования включала: самооценки предпринимательских намерений фрилансеров, методику ценностных ориентаций Е.Б. Фанталовой, адаптированную версию опросника «Шкала самоэффективности» Р. Шварцера и М. Ерусалема (в адапт. В. Ромека), опросник «Ответственность личности за экономическое благополучие» Т.В. Дробышевой, шкалы удаленности планирования жизни и бизнеса и анкетирование. Обнаружено, фрилансеры, планирующие развивать свое дело, отличаются большей уверенностью в себе, ориентациями на ценность познания, уверенности и свободы, чем те из них, которые планируют оставаться в статусе самозанятого. Фрилансеры, неопределившиеся с планами на будущее, по многим характеристикам близки к тем, чьи предпринимательские намерения уже сформировались. При благоприятных условиях и поддержке государства данная категория фрилансеров может пополнить ряды предпринимателей. Полученные в исследовании результаты могут быть полезны специалистам, занимающимся разработкой и реализацией программ социальной поддержки предпринимательства в стране. 

Ключевые слова: фрилансеры, предпринимательские намерения, самоэффективность, ценностные ориентации, атрибуция ответственности, удаленность планирования. 

Abstract. The article is devoted to the problem of determining the entrepreneurial intentions of freelancers. The aim of the study was to identify differences in socio-psychological characteristics in three groups of freelancers – planning to develop their business in the future, planning to remain self-employed and undecided with plans for the future.  The study involved 200 freelancers aged 25 to 65 years, of whom 38.5% were men and 61.5% were women. The research program included: self-assessment of entrepreneurial intentions, methodology of E.B.'s value orientations. Fantalova, an adapted version of the questionnaire "Scale of self-efficacy" by R. Schwarzer and M. Yerusalem (adapted by V. Romek), the questionnaire "Personal responsibility for economic well-being" by T.V. Drobysheva, scales of remoteness of life and business planning and questionnaires. It was found that freelancers who plan to develop their business are more self-confident, oriented towards the value of knowledge, confidence and freedom than those who plan to remain self-employed. Freelancers who are undecided about their plans for the future are close in many characteristics to those whose entrepreneurial intentions have already been formed. Under favorable conditions and government support, this category of freelancers can join the ranks of entrepreneurs. The results obtained in the study may be useful to specialists involved in the development and implementation of social support programs for entrepreneurship in the country. 

Key words: freelancers, entrepreneurial intentions, self-efficacy, value orientations, attribution of responsibility, remoteness of planning.

Библиографическая ссылка на статью:

Дробышева Т.В., Касьянов В.М. Социально-психологические характеристики фрилансеров с разными предпринимательскими намерениями // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9. № 3. С. 38–63. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_32_3_002

Drobysheva, T.V., Kasyanov V.M. (2024). Social'no-psihologicheskie harakteristiki frilanserov s raznymi predprinimatel'skimi namerenijami [Socio-psychological characteristics of freelancers with different entrepreneurial intentions]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(3). 38–63. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_32_3_002