ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ

Е.П. Кораблина, А.И. Сутаева

E.P. Korablina, A.I. Sutaeva FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PSYCHOLOGICAL AND TECHNICAL TRAINING STUDENTS

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_33_4_004

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. В данной статье представлена актуальность изучения особенностей эмоционального интеллекта у студенческой молодежи психологического и технического направлений обучения в условиях различных стресс-факторов современности и, также, взаимосвязь эмоционального интеллекта с адаптивностью. Гипотеза исследования заключается в том, что существуют специфические особенности эмоционального интеллекта у студентов разных направлений подготовки. В исследовании принимали участие 46 человек. Первую группу респондентов составили студенты четвертого курса института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, обучающиеся по специальности «Психология». Вторую группу составили студенты второго и четвертого курса, обучающиеся по специальности «IT» и «Информационная безопасность» на базе ИТМО и ГУАПа. В качестве методической основы исследования авторами были использованы следующие диагностические инструменты: опросники для измерения эмоционального интеллекта, адаптированные методики «Незаконченные предложения» и карта тестов «Причины и следствия эмоций». Качественный анализ методики карта тестов «Причины и следствия эмоций» продемонстрировал наличие специфических особенностей в структуре эмоционального интеллекта студентов различных направлений подготовки по таким показателям, как «Особенности распознавания эмоций», «Особенности оценки значимости эмоций» и «Особенности представлений об эмоциях». Также, значимые различия между студентами разных направлений были выявлены в результате статистического анализа опросника для измерения эмоционального интеллекта при использовании непараметрического критерия Манна-Уитни, также, при Ukp = 158 при p≤0,01, Ukp = 189 при p≤0,05, по двум шкалам-«эмоциональная осведомленность» и «эмпатия». Гипотеза о том, что существуют специфические особенности эмоционального интеллекта у студентов психологического и технического направлений обучения, подтвердилась.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, студенты, психологическое направление, техническое направление, особенности эмоционального интеллекта.

Abstract. This article presents the relevance of studying the peculiarities of emotional intelligence in students of psychological and technical directions of training in the conditions of various stress factors of modernity and, also, the relationship of emotional intelligence with adaptability. The hypothesis of the study is that there are specific features of emotional intelligence in students of different directions of training. 46 people participated in the study. The first group of respondents consisted of fourth-year students of the Institute of Psychology of Herzen Russian State Pedagogical University, studying in the specialty "Psychology". The second group consisted of second and fourth year students studying in the specialty "IT" and "Information Security" on the basis of ITMO and GUAP. The authors used the following diagnostic tools as a methodological basis of the study: questionnaires for measuring emotional intelligence, adapted methods "Unfinished sentences" and the test card "Causes and effects of emotions". Qualitative analysis of the methodology of the test map "Causes and Consequences of Emotions" demonstrated the presence of specific features in the structure of emotional intelligence of students of different directions of training on such indicators as "Features of recognizing emotions", "Features of assessing the significance of emotions" and "Features of ideas about emotions". Also, significant differences between students of different directions were revealed as a result of statistical analysis of the questionnaire for measuring emotional intelligence using nonparametric Mann-Whitney criterion, also, with Ukp = 158 at p≤0.01, Ukp = 189 at p≤0.05, on two scales-"emotional awareness" and "empathy". The hypothesis that there are specific features of emotional intelligence in students of psychological and technical directions of education was confirmed.

Keywords: emotions, emotional intelligence, students, psychological direction, technical direction, features of emotional intelligence.

Библиографическая ссылка на статью:

Кораблина Е.П., Сутаева А.И. Особенности эмоционального интеллекта студентов психологического и технического направлений обучения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9. № 4. С. 73-91. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_33_4_004

Korablina E.P., Sutaeva A.I. (2024). Osobennosti jemocional'nogo intellekta studentov psihologicheskogo i tehnicheskogo napravlenij obuchenija [Features of emotional intelligence of psychological and technical training students]. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda. [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and psychology of work]. 9(4). 73-91. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_32_3_004