ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА, КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ II-ОЙ СТУПЕНИ

П.П. Блонский

P.P. Blonsky ORGANIZATION OF LABOR AS AN ACADEMIC SUBJECT IN SCHOOL OF THE SECOND LEVEL

DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_31_2_009

Скачать полный текст статьи (.pdf)

Аннотация. В данной статье  ее автор П.П. Блонский поднял вопрос о новой учебной дисциплине в советской школе начала 1920-х гг. – организация труда. Существовало несколько подходов к пониманию концепта «трудовая школа» среди педагогов: изменение словесного метода наглядности на активную наглядность при сохранении старого содержания; изменение содержания, когда вместо традиционных учебных предметов в основу школьного изучения ставится узкотехнический труд, производимый в школьных мастерских; организация политехнической общеобразовательной школы, где труд понимался как общественное производство. Понимание производственного процесса учениками могло дать необходимую предварительную подготовку для последующей специализации в том или ином производстве. Один из трех этапов процесса труда – организационный (кроме исполнительского, контрольно-учитывающего), поэтому в школе II ступени необходим такой учебный предмет по педагогическим и политическим соображениям. Блонский считал, что учебная дисциплина «организация труда» должен состоять из 3-х моментов: пропедевтического, основного и заключительного, и преподаваться в 1-й, 2-й, 3-й годы школы II ступени, т.е. на 5-7 годы школьного обучения вообще. Примерная программа могла бы быть таковой: рациональная организация работы человека; рациональная организация предприятия и рациональная организация совхоза, а на 3-й год учащегося II ступени приходится заключительный отдел: организация общественного труда при капитализме, коммунизме и в переходном периоде организация общества в связи с организацией общественного производства; рациональная организация различных типичных общественных учреждений и типичных сторон общественной жизни. Он считал, что «организация труда» в школе II ступени – пока предмет будущего, но в будущей политехнической школе это – центральный предмет. И сейчас мы делаются первые шаги к нему.

Ключевые слова: история психологии труда, трудовая школа, политехническая школа, организация труда, учебный предмет

Abstract. In this article, the author P.P. Blonsky raised the question of a new academic discipline in the Soviet school of the early 1920s – labor organization. There were several approaches to understanding the concept of “labor school” among teachers: changing the verbal method of visualization to active visualization while maintaining the old content; a change in content, when instead of traditional academic subjects, highly technical work performed in school workshops is put at the basis of school study; organization of a polytechnic secondary school, where labor was understood as social production. Students’ understanding of the production process could provide the necessary preliminary training for subsequent specialization in a particular production. One of the three stages of the labor process was organizational (except for performing, control-accounting), therefore, in a second-level school, such an educational subject was necessary for pedagogical and political reasons. Blonsky believed that the academic discipline “labor organization” should consist of 3 points: propaedeutic, basic and final, and should be taught in the 1st, 2nd, 3rd years of second-level school, i.e. for 5-7 years of schooling in general. An approximate program could be: rational organization of human work; rational organization of an enterprise and rational organization of a state farm, and in the 3rd year of the 2nd stage student there was the final department: organization of social labor under capitalism, communism and in the transition period, organization of society in connection with the organization of social production; rational organization of various typical public institutions and typical aspects of social life. He believed that “labor organization” in the second level school was still a subject of the future, but in the future polytechnic school it is the central subject. And now the first steps were being taken.

Key words: the history of labor psychology, labor school, polytechnic school, labor organization, academic subject

Библиографическая ссылка на статью:

Блонский П.П. Организация труда, как учебный предмет в школе II-ой ступени // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2024. Т. 9. № 2. С. 222-233. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_31_2_009

Blonsky, P.P. (2024). Organizacija truda, kak uchebnyj predmet v shkole vtoroj stupeni [Organization of labor as an academic subject in school of the second level]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsionnaya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor]. 9(2). 222-233. DOI: 10.38098/ipran.opwp_2024_31_2_009